А.Е.Михайлина
МБДОУ «ДСКВ № 82», г. Братск
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в свою работу с детьми инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО направлены на развитие интегративных качеств дошкольников. Одной из важных сторон в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых, как педагога, так и родителей.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы правильно выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия их организации.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Основные требования педагогической технологии:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса;
- взаимосвязью его частей;
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
В своей практике я использую технологию «Круг выбора». Эта технология позволяет детям проявлять инициативу, самостоятельность и действовать по собственному плану, который создается с помощью рисования после выбора центра, где сегодня он хочет создать что-то новое или научиться чему-либо.
Цель данной технологии – это освоение ребенком начала планирования и контроля, что обеспечит развитие у него саморегуляции, заложит основные способности в этой сфере, которые будут в последующем совершенствоваться в младшем школьном возрасте.
Помещение нашей группы разделено на центры активности, их у нас семь:
- центр математики (манипулятивный);
- центр литературы, грамотности и письма;
- центр искусства;
- центр строительства;
- центр сюжетно-ролевой игры;
- центр науки и природы.
Каждому из центров мы присвоили цвет, маркировку и название. Цвет центра используется детьми при составлении планов, они рисуют тем цветом, в центр какого цвета они пойдут играть. Цвет также расположен на табличке с названием центра и на контейнерах, коробочках, папках, расположенных в центре активности.
Наполнение центров происходит с учетом педагогических задач, преимущественно решаемых в рамках данного центра (например, в центр литературы, грамоты и письма педагоги помещают материалы, взаимодействуя с которыми дети знакомятся с буквами).
Сам «Круг выбора» разделен на восемь секторов, семь из них соответствуют центрам, а восьмая часть пустая, ее можно задействовать в любое время. Каждому центру соответствует свой сектор на колесе. Например, у нас в группе большинство мальчиков, и вот мы решили сделать на неделю центр «плотницких работ». К нам три раз за неделю приходили папы детей, рассказывали и показывали некоторые навыки обращения с молотком, пилой, рубанком. Дети охотно отгадывали загадки про инструменты, профессии. А главное в этот центр хотели попасть не только мальчики, но и девочки.
Для того, чтобы и дети и педагоги знали и видели в каком центре ребенок работает, на каждом секторе круга прицеплена цветная прищепка того же цвета, какой и центр. Ребенок выбирает центр, а прищепку цепляет себе на рукав. Для того, чтобы каждый ребенок смог выбирать центр первым, у нас сделан форма «Кто сегодня первый?». Воспитатель располагает прищепку рядом с именем ребенка, который в этот день выбирает первым. С помощью этой формы решаются многие задачи, и позволяет избежать многих конфликтов, связанных с распределением заданий между детьми, выбором активностей в разных центрах, использованием игрушек, других инструментов и материалов, что существенно улучшает характер взаимодействия между детьми и общий эмоциональный климат в группе.
Когда выбран центр, дети идут и рисуют план своих действий в этом центре активности. Воспитатель помогает детям составить свои планы, уточняет детали планов и, если необходимо, просит детей внести дополнения или уточнения. Старшие дошкольники подписывают свои планы сами. С этим планом дети отправляются по центрам (создавать, изучать, играть и воплощать свои планы). Планы детей хранятся на планшетках в течение недели, далее дети забирают их домой. В планах детей педагоги оценивают не только рисунки, но и попытки детей использовать все виды письменной речи, включая даже каракули. Далее вместе с ребенком можно обсудить его рисунок или записи, может что-то помочь добавить, в затем обсудить все ли у него получилось, что он запланировал.
Письменной речи принадлежит особое место в процессе развития высших психических функций дошкольника. Письменная речь - это не просто запись устной речи на бумаге, она отражает более высокий уровень мышления ребенка.
Почти в каждом центре у нас находятся карандаши, фломастеры, бумага и т.д. Чем больше дети будут использовать письменную речь, чтобы помочь себе запомнить или сообщить что-то другим, тем лучше.
Технология «Круг выбора» делает игру и форму обучения интересной и увлекательной для детей, и учитывает возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети заметно выросли и выполняют самостоятельно многие правила в группе, стали более внимательными. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства педагогом детской игры. Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми детьми, которым необходимо особое внимание и индивидуальная работа.
Литература
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2017. - 422 c.
- ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. - М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.
- Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.